8 (812) 903-00-99 Заказать звонок
RU

Проблемы в развитии миграционной политики в РФ

Проблематика, связанная с трудовой миграцией в РФ ежегодно становится все более и более очевидной. Часть политических экспертов выступает категорически против иностранной рабочей силы на отечественном рынке, другие не менее категорично настаивают на том, что трудовая миграция является ключом к решению проблемы убыли населения. В рамках данного обзора мы попытаемся рассказать об актуальных проблемах в области трудовой миграции. В качестве примера будет рассмотрена столица.

Выбор не случаен, так как ситуация в Москве действительно уникальная. Этот регион является самым популярным среди мигрантов из России, поэтому на его примере можно явно увидеть влияние многочисленных государственных миграционных реформ. Если верить утверждению Олега Нетеребского, который является руководителем Департамента труда и занятости населения в Москве, начиная с середины 90-х, в городе каждый год осуществляется выпуск около 60-70 тысяч квот. Последние позволяют столичных организациям нанимать иностранных граждан. Но уже в 2008 году количество подобных квот выросло до 634 тысяч. Это колебание стало результатом государственных перемен законодательного уровня.

Привлечение мигрантов к трудовой деятельности: вчера и сегодня

Ранее в число документов, регламентирующих пребывание и трудовую деятельность мигрантов на территории РФ, входили следующих законодательные акты:

-"О правовом положении иностранных граждан в СССР", изданный 24 июня 1981 года;

-После вступил в силу закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и акт "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы";

Данные документы обязывали работодателя, который желал получить квоту на наем иностранцев, предоставить мигрантам следующие условия:

-среднеотраслевая заработная плата;

-достойные условия проживания;

-полный социальный пакет;

Результатом подобных требований были существенные издержки по привлечению иностранных работников, поэтому подобная рабочая сила использовалась только в случае крайней необходимости. В иных ситуациях намного выгоднее было прибегнуть к найму российских граждан.

Современная система по выдаче разрешений на использование зарубежной рабочей силы была сильно упрощена, чтобы обеспечить работодателю большую выгоду. Сегодня для того, чтобы нанять иностранца, компании нужно обратиться в столичных ДТиЗН и сообщить о существующих вакансиях. Далее персонал службы занятости приступает к поиску работника на открытую вакансию среди граждан Российской Федерации. В том случае, если этот поиск не принесет результатов, специалисты приступают к рассмотрению вопроса о разрешении на использование иностранных рабочих ресурсов.

Со слов Олега Нетеребского, работодатель имеет право установить минимальную заработную плату в сочетании с довольно высокими должностными требованиями. К примеру, на должность уборщика помещений могут затребовать женщину, получившую высшее образование и знающую иностранный язык. И за все это будет обещана заработная плата в 10400 - тот самый минимум, регламентированный для столичных просторов. Безусловно, выбрать подходящую под такие критерии кандидатуру среди жителей нашей страны, в том числе среди москвичей, службы занятости не способны, поэтому работодатель приобретает законные основания для получения квоты. Трудовой мигрант получает все ту же зарплату, но требования и должностные обязанности для потенциального иностранного работника могут уже значительно отличаться от заявленных первоначально.

Миграционная действительность

Как может показаться, на этом проблема привлечения иностранных работников в РФ полностью решена и урегулирована. Однако противники трудовой миграции все чаще указывают на тот факт, что данный процесс неблагоприятно сказывается на статусе отечественных специалистов. Но так ли это на самом деле? Этот вопрос обладает 3 нюансами:

1. Есть ряд открытых вакансий, которые просто не привлекают москвичей. К таким должностям относятся, например, дворники и специалисты по озеленению. Более того, по данным Олега Нетеребского, в базах столичной службы по труду и занятости всегда находятся 6-8 тысяч свободных мест на должность водителя транспортного средства. Здесь жители Москвы также слабо себя проявляют, даже несмотря не возможность бесплатной переквалификации. Именно по этой причине в качестве единственной возможности закрыть подобные вакансии используется наем приглашенной из стран СНГ рабочей силы.

2. Некоторые организации нуждаются в высококвалифицированных работниках, которые далеко не всегда присутствуют среди отечественного рынка рабочей силы. Для того, чтобы упростить задачу по привлечению подобных специалистов, была в 2010 году в Федеральный Законодательный акт "О правовом положении иностранных граждан в РФ" введена статья под номером 13.2. Дополнение подтвердило факт того, что для привлечения высококвалифицированных работников не нужно получать специальное разрешение. Важно учесть, что базовый критерий высокой квалификации такого сотрудника состоит в размере оплаты его труда. Так, заработная плата такого работника не должна быть меньше 2 миллионов рублей за год. Более того, в начале каждого года формируется специальный перечень "неквотируемых должностей". Данный список в 2011 году включал в себя 32 специальности. Как правило, это инженеры и руководители.

3. Часть работодателей рассматривает привлеченную из-за границы рабочую силу в качестве самого финансово выгодного найма, что возможно благодаря минимальной оплате труда. Можно привести случай из практики местных служб занятости. Компания, которая специализируется на услугах промышленного альпинизма, заявила, что желает привлечь работников с территории Средней Азии с зарплатой в 6 тысяч рублей. ДТиЗН проинформировала компанию-нанимателя о размере минимальной заработной планы в столице - 10400 рублей. Работодатель согласился поднять размер оплаты до 15 тысяч.


И вот, казалось бы, вопрос решен и все хорошо. Но это будет так, если не учесть средний уровень зарплат для промышленных альпинистов в Москве, который стартует от суммы в 45 тысяч рублей. Если в данном случае будет выдана квота на привлечение зарубежных трудящихся по данному профилю, гарантирован двойной отрицательный результат:

-во-первых, жители РФ лишатся новых рабочих мест;

-во-вторых, дешевая рабочая сила предоставит возможность нанимателю формировать демпинговые цены на свою деятельность, что, в свою очередь, пагубно отразится на позициях компаний, которые нанимают отечественных специалистов;

Необходимы ли в РФ зарубежные трудовые ресурсы?

Вопрос о том, могут ли мигранты составить достойную конкуренцию местным специалистам, остается без ответа. Более того, единогласно ответить на него невозможно. Так, Олег Нетеребский утверждает, что совершает максимум действий для того, чтобы каждый год уменьшать численность выдаваемых квот.

Такое утверждение можно подтвердить реальными цифрами:

-в течение 2008 году планировалось выдача для столичных компаний 634 тысячи квот, а по факту цифра составила примерно 600 тысяч;

-в 2009 году планы выдачи квот демонстрировали цифру в 392 тысячи, а реально выданные разрешения не перешли границу 320 тысяч;

-в 2010 запланированное и выданное число квот совпало на цифре 250 тысяч;

-в 2011 - запланировали выдать 200 тысяч разрешений, а по факту выдали 184 тысячи;

-на 2012 год планировалось выдать опять 200 тысяч разрешений, а службы занятости приняли только 136 тысяч заявок;

Если довериться данным общемировой практики, то доля трудовой миграции среди экономически активного состава населения не должна превышать отметку в 6 процентов. В противном случае, вероятность социального взрыва значительно возрастает. На период 2008 года эта цифра достигала 10 процентов, а к 2011 году показатель удалось опустить ниже 6 процентов.

Но граждане РФ уже начали воспринимать зарубежных трудящихся в роли конкурентов. По данным еженедельного виртуального опроса на сайте Job.ru практически 80 процентов пользователей признали, что мигранты являются серьезными конкурентами отечественным специалистам.

Но существуют и иные мнения на этот счет. Ряд экспертов полагает, что миграционный поток в РФ еще не достиг критической отметки и не может нанести ущерб интересам коренных жителей. По утверждению Екатерины Седых, директора Фонда Общественного Мнения, действительными центрами интереса трудовых мигрантов в РФ являются Москва и Санки-Петербург. Остальные регионы не могут продемонстрировать подобную экономическую стабильность, развитую инфраструктуру и необходимость в трудовых ресурсах. Также по мнению социолога, главный очаг конкуренции наблюдается между коренными работниками столицы и Санкт-Петербурга и приезжими специалистами из других регионов нашей страны.

Миграционное законодательство способно выбрать одно из двух направлений в своем развитии:

1. Ужесточение законодательства в отношении миграции, которое будет заключаться в намеренном снижении числа квот.

2. Последователи иного направлению призывают вообще ликвидировать систему квот, для того, чтобы избежать потенциальную нехватку работников в силу убыли населения.

Окончательная позиция по данному вопросу по-прежнему не выбрана, можно только уповать на то, что власть сумеет максимально скомбинировать экономическую целесообразность и стабильность в обществе.

Хотите узнавать новости первыми?

Поделитесь с коллегами
comments powered by HyperComments

Назад ко всем новостям