Миграция и интеграция - путь к мигрантофобии?
Немного размышлений на фоне российского и европейского миграционного кризиса.
Если в отношениях со странами, образовавшимися на пространстве бывшего СССР, трудовая миграция в большей степени связана с проблемой трудовых ресурсов, их избыточностью в одних регионах и недостаточностью в других, то в отношениях с Евросоюзом и другими государствами дальнего зарубежья, такими как Япония, Южная Корея, - с привлекательностью российского рынка для деятельности коммерческих компаний, а для России - с потребностью в иностранных инвестициях.
Следует отметить, что в целом миграция сама по себе является интегрирующим фактором.
Мигранты узнают образ жизни, язык, устои принимающего сообщества. Они приобретают трудовые навыки, которые затем вместе с ними возвращаются в страну их постоянного проживания. Еще один фактор, интегрирующий экономики стран приема и исхода трудовых мигрантов – денежные переводы.
Текущая непростая миграционная обстановка в России характеризуется значительным притоком населения в основном в крупные административные центры с развитой инфраструктурой как в рамках внутренней страновой миграции населения, т.е. трудоспособного населения из российской глубинки, так и за счет внешней миграции коренных жителей стран ближнего и дальнего зарубежья.
Взаимоотношения прибывающих в страну мигрантов и принимающего их общества – материя очень тонкая. Это взаимоотношения тех, кто прибыл в страну с целью поиска лучшей жизни и тех, кто рассматривает прибывших как желающих воспользоваться созданными ими благами, занять их рабочие места.
Анализ социологических опросов свидетельствует зачастую о том, что основные причины мигрантофобии кроются в следующих факторах:
- в обществе доминируют, прежде всего, страхи «утраты ресурсов»: российские граждане, обосновывая свое неприятие мигрантов, на первое место ставят аргумент «мигранты занимают рабочие места, на которых могли бы работать местные жители». Экспертами рынка труда и специалистами по подбору персонала эта теория разбита напрочь.
- возникают национальные диаспоры мигрантов, которые создают возможность жить замкнуто, не осваивая язык и не адаптируясь к моральным устоям и нравственным ценностям принимающего сообщества; кроме того, эти диаспоры контролируют определенные сферы экономики, например, рыночную торговлю, некоторые сферы услуг, что делает возможной работу в них только по национальному признаку. Что вообще не характерно для России с ее системой квотирования и распределения трудовых мигрантов по регионам.
- мигранты - «другие». Просто другие. И не важно чем. Кто то смотрит на религию или ее ответвление, кто-то на цвет кожи, рост, язык.