Права иностранных граждан при административной ответственности
В настоящее время, действующее российское законодательство, устанавливает равенство прав граждан России и иностранных граждан, при возникновении административной ответственности. Принцип равенства прав указанных лиц определен в Конституции (статья 62), КоАП РФ (часть 1 статьи 1.4, статья 2.6), Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (статья 33). Как правило, сухая формулировка статей нормативных документов о равенстве прав перед законом не конкретизирует четко, каким правами обладают иностранные лица при привлечении к ответственности, вследствие чего не может проконтролировать их соблюдение. Поскольку речь идет о равенстве прав иностранцев и граждан России, стоит рассмотреть вопрос о перечне прав, имеющихся при наступлении административной ответственности последних.
В статье 25.1 административного кодекса, перечислены права лица, в отношении которого рассматривают дело об административной ответственности:
- лично изучить материалы дела;
- дать объяснения (либо отказаться от объяснений), и предоставить доказательства;
- заявить ходатайства и отводы;
- привлекать защитника, и истребовать юридическую помощь;
- присутствовать при изучении дела. По данному пункту присутствие иностранного гражданина обязательно, если рассматриваются дела об административном аресте, выдворении, или обязательных работах.
Данный перечень исчерпывающим не является, поскольку сложное административное производство предусматривает возможное возникновение в ходе разбирательства и иных процессуальных прав: рассмотрение дела по адресу фактического проживания лица, продление действия временного разрешения (для транспортных средств), получать копии документов и прочее.
Указанные права являются обязательными для соблюдения правоохранительными органами при принятии решения о наказании. Но, к сожалению, в большинстве случаев, при административном производстве исполнительные органы грубо нарушают права привлекаемых к ответственности лиц. Зачастую жертвами произвола становятся иностранные граждане.
Наиболее частыми причинами нарушения прав иностранцев при административном производстве являются:
- не разъяснение прав. Как правило, сотрудники исполнительной власти не утруждают себя разъяснением прав для привлекаемого к ответственности лица, но при этом в обязательном порядке указывают в протоколе графу для подписи, где права были разъяснены.
- не предоставление переводчика. Значительная часть иностранцев, приехавших на территорию РФ, не изъясняются по-русски, не умеют читать и писать. Пользуясь этим, представители власти очень грубо нарушают права при составлении протоколов, как правило, указывают, что нужно написать в объяснениях, и где поставить подпись.
- не предоставление защитника, отказ в юридической консультации. Поскольку иностранные граждане идеально не владеют знаниями о законодательстве принимающей страны, соответственно не имеют представление о своих правах, и всевозможных мерах по их защите.
- не предоставление материалов дела. Отсутствие «на руках» материалов дела, значительно затрудняет понимание сути нарушения и не представляет возможности для дальнейшей стратегии защиты юристом.
Административное производство является очень сложным процессом. Самостоятельную защиту прав в административном производстве осуществлять достаточно сложно, поскольку здесь нужные не только базовые правовые познания, но и знания административного кодекса.
Зачастую иностранные граждане, не владеющие этими познаниями, становятся жертвами правового произвола со стороны исполнителей государственной власти, введении в заблуждение, и даже обмане.
В случае, возникновении ситуаций, влекущих за собой административное производство необходимо немедленное обращение к квалифицированному юристу по миграционным вопросам для оказания помощи на «ранней стадии».
Затягивание дела может привести к весьма плачевным последствиям - выдворению, депортации или запрету на въезд.