Депортация или выдворение: есть ли разница?
Любое обращение к проблемам нелегальной миграции не обходится без употребления слова «депортация». Другой популярный термин – это «выдворение». В частности, еще свеж в общественной памяти эпизод, когда после ареста и приговора к длительным тюремным срокам в Таджикистане летчиков АН-72 В. Садовничего и А.Руденко в октябре 2011 г. 46 таджикских граждан в ноябре того же года подверглись депортации из Москвы, а 2066 – выдворению.
По сути, обе процедуры заключаются в одном и том же: человека – не учитывая его желания и не спрашивая согласия – высылают из России. Меж тем в юридическом плане эти понятия не идентичны, между ними есть определенная разница.
Прежде чем указывать на отличительные от выдворения признаки депортации, давайте разберемся, в чем состоит суть первой меры административного воздействия. И здесь нам необходим закон №115-ФЗ, который называется «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и в п.1 ст. 2 которого объясняется, что такое депортация. Закон определяет ее как принудительную высылку из страны, которую применяют, когда у депортируемого отсутствуют законные основания для последующего пребывания/проживания в России.
В соответствии с законом, депортации подлежат лишь специальные субъекты права, а именно граждане иностранных государств и лица без гражданства (апатриды). (Следует учесть, что закон №115-ФЗ толкует понятие «иностранные граждане» расширенно. Он включает в него и апатридов, если не считать случаев, в которых для последних федеральный закон устанавливает другие правила, чем для иностранных граждан).
Согласно закона, иностранец, который живет на территории РФ, может подвергнуться депортации по двум причинам. Первая из них – сокращение сроков проживания/временного пребывания в РФ. Когда эти сроки истекают, иностранный гражданин на протяжении 3 дней обязан выехать из страны. Вторая – это аннулирование документов, которые дают право на легальное проживание. Если документы аннулированы, то иностранец обязан уехать из РФ не позже, чем через 15 дней. Если же иностранец не сможет или не захочет уехать, то автоматически становится представителем нелегальной миграции, подлежащим депортации.
Лицо, подвергшееся депортации, пересекает государственную границу за свой счет; счет органа, который его пригласил; диппредставительства, консульского учреждения и т.д. (полный список таких лиц указан ст.16 рассматриваемого нами закона). Если же установить, кто именно выступил в роли пригласившей стороны, невозможно, депортацию проводят за счет государства. О депортации в обязательном порядке уведомляют диппредставительство или консульство страны, откуда приехал депортируемый и гражданином которой является.
В свою очередь, выдворение предусматривает принудительное перемещение (под контролем) гражданина иностранного государства (а также апатрида) через границы государства с тем, чтобы он его покинул.
Перед тем, как проводить к границе и проконтролировать ее пересечение, выдворяемое лицо помещают в специальное учреждение. В отдельных случаях такому гражданину разрешают покинуть страну самостоятельно (но на условиях контроля за соблюдением сроков).
Чтобы подвергнуться выдворению, недостаточно, в отличие от случая с депортацией, стать представителем нелегальной миграции, просрочив регистрацию или проживая по утратившему законную силу виду на жительство. Для применения этой меры иностранный гражданин должен грубо нарушить законы, которые определяют правовое положение иностранцев, а также иное законодательство – таможенное, валютное и т.д. Выдворение также ожидает и тех, кто совершил противоправные действия, направленные против госбезопасности, охраны государственной границы или общественного порядка. И последний случай: выдворение применяется тогда, когда это считается нужным для охраны здоровья, нравственности, или же прав и законных интересов российских граждан и других лиц.
Встает вопрос: каковы правовые и, так сказать, житейские последствия применения к иностранцу данных административных мер? Сможет ли обвиненный в нелегальной миграции снова вернуться в РФ, и если сможет, то когда? Закон на эти вопросы отвечает следующим образом.
Достаточно серьезные ограничения для иностранца влечет за собой как депортация, так и выдворение. Согласно ст.27 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ, лицу, подвергшемуся выдворению, не дадут разрешения на въезд в страну в течение 5 лет со дня выдворения. Но и по завершению этого срока, согласно ст.26 данного закона, иностранца не впустят в РФ, если он не компенсировал затраты, связанные с его выдворением во время прошлого пребывания на территории РФ (и пока выплаты не будут осуществлены полностью, въехать это лицо не сможет).
Если же подвергшееся выдворению лицо попытается проникнуть через границу РФ до истечения 5-летнего срока, изменив данные в документах, то его не только не пропустят на территорию государства, но и по новой ограничат въезд исходя уже из даты попытки пересечения границы. Более того, в зависимости от того, каким образом он изменил или переделал установочные данные в своих документах, его может ожидать и уголовное дело, возбужденное по ст.322 УК России.
Такие относительно строгие меры обусловлены тем, что выдворение, как метод предотвращения нелегальной миграции ставит целью не только наказание, но и профилактику административных правонарушений.
А вот депортация правовых последствий за собой не влечет – если не учитывать те случаи, когда гражданин иностранного государства отказывается от принудительного выезда (тогда его могут привлечь к ответственности административной – теперь уже за нарушение режима пребывания).
Разница в юридическом «весе» депортации и выдворения отчетливо видна и на примере органов, принимающих данные решения.
Депортация находится в ведении ведомства, непосредственно занимающегося вопросами легальной и нелегальной миграции. Решение о ее применении принимает директор либо руководитель территориального органа ФМС. Для принятия столь серьезного решения необходимы веские юридические основания, в качестве которых выступают мотивированные представления представителей соответствующих органов, а именно начальников подразделений по делам миграции ОВД либо паспортно-визовой службы ОВД. О принятом решении депортируемому гражданину сообщают лично и под роспись, вручая ему копию заключения о депортации, процедуру которой непосредственно осуществляют миграционные органы вместе с органами МВД.
А вот решение о выдворении принимает только и исключительно суд (ст. 18.8 КоАП РФ). Обжаловать постановление суда можно путем подачи жалобы – но не позже чем через 10 дней с того дня, когда человеку вручили (или когда он получил) копию постановления. В жалобе нужно обязательно указать: а) данные лица, которое ее подает; б) реквизиты постановления о выдворении; в) доводы, опираясь на которые иностранный гражданин выражает свое несогласие с постановлением. Суд обязан учесть все обстоятельства, в том числе личность иностранца, подлежащего выдворению, наличие у него в РФ семьи или близких родственников, наличие детей, характер его правонарушения, место работы и характеристику с нее и т.д. Если за десять дней подать жалобу не получилось, то подлежащий выдворению иностранец может подать надзорную жалобу.
Таким образом, обе административные меры, при очевидном сходстве результатов и целей (прежде всего противодействия нелегальной миграции), обладают и существенными различиями, особенно относительно последствий.