Решения ЕСПЧ могут потерять силу в России
4 декабря 2015 г. ГосДума Российской Федерации в третьем и окончательном чтении приняла закон о верховенстве российского законодательства в лице Конституционного Суда на вердиктах межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, в частности Европейского суда по правам человека.
История вопроса
ЕСПЧ, он же Европейский Суд по правам человека является международным судебным органом, судебная юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, которые присоединились и ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Помимо рассмотрения конкретных дел и жалоб отдельных лиц, ЕСПЧ занимается толкованием конвенции и ее протоколов как в межгосударственных делах, так и в производстве по жалобам конкретных граждан. Юрисдикция ЕСПЧ на российское законодательство и судебную практику распространяется с 05.05.1998 г.;
Причины пересмотра международного суверенитета
Россия неоднократно становилась участницей процессов в ЕСПЧ. По состоянию на 2012 год Россия занимала 1-ое место в Европе по общему количеству жалоб, а жалоб в ЕСПЧ на действия российских властей всегда было много – 10.132 в 2006 г. , 9.497 в 2007 г., 10,146 в 2008 г. 14.309 – в 2010. Практически в каждом из рассматриваемых в ЕСПЧ дел, одной из сторон которого была Россия, было выявлено минимум одно нарушение хотя бы одной из статей Европейской конвенции по правам человека или ее протоколов.
Представители российского судебного корпуса неоднократно выражали недовольство решениями, принятыми в отношении Российской Федерации. Час Х в отношениях российской судебной системы и ЕСПЧ настал после вынесения решения по «делу ЮКОСа», когда бывшим акционерам насчитали почти 2 миллиарда долларов со стороны Российской Федерации, после чего группа депутатов обратилась в КС России с депутатским запросом на тему законности данного решения ЕСПЧ.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев данный запрос, признал, что Россия может отступить от исполнения возлагаемых решениями на нее ЕСПЧ обязательств, если исполнение таких обязательств влечет нарушения основополагающих принципов Конституции РФ.
ЕСПЧ и мигранты в России
Осуждать Россию за действия по активной защите от несправедливых судебных решений ЕСПЧ нельзя, ведь те 2 миллиарда компенсации будут выплачены и российского бюджета, то есть из российской медицины и образования, но нужно учесть, что помимо тяжб с экономическими субъектами права и жалоб на уголовно-процессуальную или уголовно-исполнительную систему России, ЕСПЧ был настоящим защитником и истиной в последней инстанции в спорах между органами власти России и иностранными гражданами, подвергшимся выдворению, депортации с территории России, повлекшими существенные нарушения прав человека, в том числе разлучение членов семьи, выдворение несовершеннолетних, депортацию в страну с военными действиями.
ЕСПЧ был настоящим защитником и истиной в последней инстанции в спорах между органами власти России и иностранными гражданами, подвергшимся выдворению, депортации с территории России, повлекшими существенные нарушения прав человека, в том числе разлучение членов семьи, выдворение несовершеннолетних, депортацию в страну с военными действиями.
Только за последний год Россия проиграла в ЕСПЧ более 10 дел, одно из которых (против Грузии) предусматривает выплату компенсаций нескольким тысячам граждан Грузии. Таким образом, отказываясь от признания абсолютного верховенства ЕСПЧ над российской судебно-административной системой, Российская Федерация фактически лишает непредвзятой судебной защиты и своих граждан, и граждан сопредельных государств.
Таким образом, любые ссылки на нормы международного права в рамках судебной или административной защиты могут быть отвергнуты административным органом или судом с формулировкой «отказать в связи с нарушением основополагающих принципов Конституции РФ».
Прецеденты
До рассмотрения нашумевшего дела, КС России уже поставил под вопрос верховенство одних основополагающих принципов Конституции над другими. Так, по делу гражданина Азербайджана Т.М.Гусейнова, выдворенного еще в 2014 г., КС заявил, что ч.1 ст.18.8 в части выдворения не противоречит Конституции, несмотря на наличие у Гусейнова семьи, проживающей на территории России, т.к. обязанности Российской Федерации по обеспечению безопасности не являются не менее значимыми, чем семья и семейная жизнь, отрицая, таким образом, безусловное преимущество последних.